Канистра ИДА, "Паровоз" и Гиперкапния
#1
Отправлено 22 June 2008 - 17:42
Хочу предупредить о возможной заднице - мягко выражась, с летальным исходом - грубо говоря .
И так, по-порядку.
Нырял я со Снусмумриком, на Ивановских порогах реки Невы.
Условия:
Видимость 2-2,5метра,
Глубина 5-8м.
Вода 14-15 градусов
Течение(по лоциям) 5-7м/сек!
Конфигурация снаряги:
Мокряк 5мм
ИДА-59 - "Кислородник"
Перегруз клограмма на 4(течение)
Как обычно, начали дайв в режиме "соло" вдоль бережка - против течения, с дальнейшив выходом на глубину и дрифтом вниз до места входа.
Течение у берега было довольно сильным(на ластах можно только "стоять", не двигаясь вперёд), поэтому продвигались вдоль дна, цепляясь за камни и активно помогая ластами. В пятёрке было жарко.
"Продефелировав" таким образом минут 20 и "выдышав" немерянное количество кислорода, собрался я было уйти мористее, чтоы перейти на свободный полёт в дрифте, но тут обнаружил на дне якорную цепь, уходящую против течения, на глубину - к форватеру.
Ну разьве можно пройти мимо якорной цепи, покрытой ржавчиной толщиной в палец? Ведь на том конце могёт быть и якорь! 8-)
Убедившись, что кислорода у меня ещё минимум на час, пошёл вдоль цепи, цепляясь за неё руками
Вот тут-то я и почувствовал всю прелесть "5-7м/сек"! Полоскало меня - как флаг на флагштоке. Вперёд продвигался бросками, подтягиваясь на руках и помогая ластами...
Минуты через три такого "плавания" пришлось однако остановиться, чтобы "лечь на грунт" и восстановить дыхание, так как "паровозил" уже прилично!
... А до якоря я так и не добрался, поскольку кончилась Лирика и началась Физика!
И выразилась она в жуткой Гиперкапнии (отрвлении Углекислым Газом), с корторой я уже "имел счастье" столкиваться раньше.
Распознать её довольно просто, особенно если уже хоть раз её "прочувствовал" (Что и рекомендую всем проделать на суше, включившись в ребризер, с незаправленной канистрой и подышав, сколько смелости хватит). :wink:
Но первый раз, на подлёдной нырялке, когда "не завелась" на холоде ХПИ, было довольно неприятно... если не сказать - страшно. :shock: .
У Мумрика где-то есть фотка, на которой запечатлёно моё появление в майне... Попрошу выложить..."Вглядитесь в его глаза..." :-D
Сначало начинает казаться, что не хватает воздуха, как при сильной нагрузке, но в отличии от неё - в покое дыхание тоже не выравнивается, а отдышка продолжает лавинообразно нарастать. Кажется, что лёгкие просто разорвутся от напряжения.
После переключения на воздух(кислород), дыхание восстанавливается не сразу(минут 4 - 5 в покое), пока СО2 не выведется из крови. Поэтому, если нет возможности сразу всплыть(надголовка, форватер), то продолжая "Паровозить", успеваете выдышать литров 500-600 своего НЗ по Открытому циклу(3л х 200бар).
Проведённые впоследствии рассчёты показали, что при моём обьёме лёгких 6л и задействии на дыхание скажем 5,5л и частоте - 24 вдохов/мин(Паровоз), поток получаетс5 = 132л/мин!!!
Это, кстати соответствует среднему дыханию (RMV=20л/мин), на глубине 52м. Вот почему наверно и пишут, что с ИДА-хой - до 40м.
Впоследствии, при послойной проверке ХПИ, оказалось, что ещё больше четверти канистры вполне работоспособны и значит, при таком обьёме проходящего воздуха, СО2 просто не успевал поглощаться(проскок).
Есть вопрос - скорее всего МихалАбрамычу, как имеющиму опыт работы с поглотителями: существует ли какой то способ расчёта оптимального диаметра-длинны для ёмкости ХПИ, исходя из обьёма и скорости потока? (Понятно, что чем больше - тем лучше)
Или всё придётся познавать эмпирически, на собственной, так сказать, шкурке ?
Сам, после этого случая, всё больше склоняюсь к конфигурации ребризера с двумя канистрами(картриджами), из которых одна(вторая по ходу потока), всегда свежая. С возможностью замены их местами.
Какие мысли, господа суицидники? По роишествию в общем и по канистрам в частности...
Ведь случись такое всасывающее течение на входе в какую-нибудь "дырку", куда из любопытства хотели только заглянуть и .... 8-)
Всем Удачи! Vik
#2
Отправлено 22 June 2008 - 19:35
Информация зело интересная !
А ты не хочешь/можешь повторить такой "заплыв" с импортным поглотителем ? Может таки не зря в 71-ой две канистры и при этом ведь в одной О-3, а оно, я думаю, поглощает СО2 активнее ХПИ.
Не в смысле, что могло бы быть две с ХПИ
Сверхпрофессионализм - Разрушая страну, убеждать в процветании.
#3
Отправлено 22 June 2008 - 20:00
Вот-вот. В этом случае площадь поглощения увеличивается в два раза. Не, не буду я вторую канистру снимать!!!Может таки не зря в 71-ой две канистры
#4
Отправлено 22 June 2008 - 20:19
Да я бы запросто! Тем более, что якорёчек-то так и остался "не охвачен"А ты не хочешь/можешь повторить такой "заплыв" с импортным поглотителем?
Тока надо, чтобы кто-то спонсировал канистрочкой Софнолайма, или ему подобного. (Которого я и в глаза-то никогда не видел, из-за его десятикратной :shock: , по сравнению с ХПИ, цены) .
Хммм. И этот вариант я бы попробовал. Только не параллельно две канистры, как в штатном варианте, а последовательно!Не в смысле, что могло бы быть две с ХПИ
Интересно, насколько тяжелее будет дыхание?
Зато идеальный вариант - сдышал по времени с плюсом первую канистру, ставишь на её место вторую, а эту, забив новым ХПИ, ставишь второй.
#5
Отправлено 23 June 2008 - 07:20
И этот вариант я бы попробовал. Только не параллельно две канистры, как в штатном варианте, а последовательно!
Интересно, насколько тяжелее будет дыхание?
Зато идеальный вариант - сдышал по времени с плюсом первую канистру, ставишь на её место вторую, а эту, забив новым ХПИ, ставишь второй.
Мысль здравая, только не ИДАшными канистрами. Тут надо ставить свои канистры большого диаметра. А тандем из ИДАшных канистр гарантированно обеспечит большое сопротивление.
А вот расчитать канистру очень сложно, причём под каждый поглотитель свой расчёт.
p.s. Я тут как раз уже 3 месяц дописываю маленькую статейку про поглотители, придётся ускорятся, там ответы на многие вопросы, ждите публикации.
#6
Отправлено 23 June 2008 - 16:08
Поищи "Драгерсорб" у пожарных, где-то (может у Мухина на форуме ) видел сообщение чьё-то и по-моему, из России, что чел купил канистру поглотителя и ещё что-то задёшево (сравнительно ) в пож.части. Прямо счас нарыть ещё раз не смог...
Сверхпрофессионализм - Разрушая страну, убеждать в процветании.
#7
Отправлено 23 June 2008 - 17:22
Ну, в Московии пожарные может и на Драгерсорбе ходят :shock: (У богатых - свои поивычки )... А в Питере ребята попроще, они ХПИ пользуют. :wink: .Хай!
Поищи "Драгерсорб" у пожарных, где-то (может у Мухина на форуме ) видел сообщение чьё-то,.. что чел купил канистру поглотителя и ещё что-то задёшево (сравнительно )
Я, конечно, поспрошаю в больнице, у анастезиологов... если по цене не много выше ХПИ, то конечно возьму... но, честно говоря, этот "экскримент" меня не шибко вдохновляет... Поскольку плавать всё-одно по старинке буду.
Разьве тока "науке послужить - сил и живота свояго не жалеючи!"(с)М. Ломоносов :-D
#9
Отправлено 23 June 2008 - 20:18
Нашлась пропажа - спасбо, добрые люди подсказали - на "Зверях" этот пост. http://dive-zveri.ru... ... c&start=30Хай!
Поищи "Драгерсорб" у пожарных, где-то (может у Мухина на форуме ) видел сообщение чьё-то и по-моему, из России, что чел купил канистру поглотителя и ещё что-то задёшево (сравнительно ) в пож.части. Прямо счас нарыть ещё раз не смог...
#12
Отправлено 24 June 2008 - 06:32
Не, здесь наоборот - голову поднимать и опускать легко, в стороны водить жалом несколько не комфортно. О шлангах думал - надо будет как нибуть попробовать.На ИДА 59 шланги не коротковаты ? Когда плавал с 76 , то изза шлангов шея уставала , приходилось напрягать чтобы вверх голову поднимать.
Если есть возможность заправлять импортным, то ХПИ и нафик не надо!...но опыта маловато - чтоб сравнивать.. да и на ХПИ не ходил вобще. (и теперь не тянет)
А о таких местах - где ты ныряешь - вылезая против течения из под завалов, я и предупреждал!
Судя по фоткам - у тебя лёгкие тоже не с кулачёк и при нагрузке поток будет не слабый!
Попробуй как нибудь, возвращаясь, пройти против течения минут 20. Зато уже уже будешь твёрдо знать - на что рассчитывать, в случае "глубокой задницы".
...И нам расскажешь
Всем - Удачи!
#14
Отправлено 24 June 2008 - 18:19
#15
Отправлено 24 June 2008 - 19:41
но из своих случаев гиперкапнии могу сказать что успокоение
в таких условиях не канает. Дыхалка полной грудью тоже.
Помогает продувка байпасом, но обычно ненадолго.
Еще заметил за собой странность - первым признаком отработанного
поглотителя является желание вдохнуть носом из-под маски.
#16
Отправлено 26 June 2008 - 16:02
Плавая на ОЦ, стараешся экономить воздух и дышать "в четветь лёгкого". Опять же - чтобы не колбасило, как мормышку - ну-ка, вдохни 4-5л воздуха - где тебя потом ловить . Поэтому применяется не глубокое дыхание, могущее как раз привести к тому, что описывал Модэко. Снимается одним-двумя быстрыми глубокими вдохами.
В ребрике же, глубина дыхания никак не влияет на плавучесть (смесь либо в лёгких,либо в мешке), да и экономить её не шибко надо :wink: - вот и дышишь ровно - полной грудью.
При нагрузке, глубина дыхания остаётся примерно та же, а вот частота - увеличивается. При снятии нагрузки (расслабленный "завис") - быстро восстанавливается.
Здесь же, даже при полной "расслабухе", дыхание начинает не только учащаться, но и углублятся, до ощущения, что лёгкие вот-вот порвутся!
Мумрик пишет, что при этом хочется вдохнуть носом... Я бы сказал, что хочется вдохнуть всем, что есть , включая жабры .
Что бы я порекомендовал в этой ситуации, исходя из собственного опыта, который, ввиду хронического рас3,14здяйства и по%уизма, замешанном на наплевательском отношнии к жизни в этом сраном мире, таки имел место неоднократно быть.
Итак, распознав Гиперкапнию, надо:
1. Как можно скорее переходить на альтернативный источник, если он конечно есть (ОЦ, ребризер напарника :-D )
2.Перейдя(или не перейдя), незамедлительно двигаться к поверхности, поскольку при RMV за 100л/мин, вам его надолго не хватит (не забывая однако о скорости всплытия!).
3. Достигнув 3--4х метровой глубины, можно даже попробовать отстоять остановку безопасности(если необходимо), переключившись обратно на свой ребризер и "промыв" контур.
Поскольку плотность воздушного потока у поверхности будет гораздо меньше, да и дыхание вы возможно уже восстановили, проскока СО2 может и не быть.
Это всё, что касаемо относительно глубоких(но боздекомпрессионных) погружений на смесях.
Ежели же вы на кислороде, а значит - не шибко глубоко и альтернативы по дыханию у вас скорее всего нет, то со всех ласт дуйте на воздух, ибо ДКБ вам не грозит, а от баротрвмы вас спасёт ваш "паровоз".
Всё вышесказанное чистое ИМХО, и как всегда, тема открыта для дискуссии и конструктивной критики.
Что касаемо потери сознания от отравления СО2... На глубине гиперкапнию не ловил - Бог миловал. Но когда, при её жесточайшем приступе, выгребал с форватера, чтобы не всплыть под винтами Волго-Балта, просёк такую вещь - как "отрешённое сознание".
Вроде всё ясно соображаешь, и что это гиперкапния, и что кислорода организму в принципе хватает, и надо грести к берегу... Но всё это как бы урывками, с какими-то не то, чтобы провалами, а как бы отрешениями - когда ноги продолжают грести, лёгкие дышать, а зубы сжимать загубник, но тебя вся эта бодяга вроде уже и не касается... А потОм вдруг обнаруживаешь, что уже стало светлее и мельче, и что вот - уже можно всплывать... и ты опять выйграл .
Очень надеюсь, что ТАКОЙ опыт - никому больше не пригодится... 8-)
Всем - Удачи. Vik
#17
Отправлено 26 June 2008 - 16:30
#18
Отправлено 26 June 2008 - 23:40
#19
Отправлено 27 June 2008 - 09:34
Не, Гео! С "Основной канистрой СССР" как раз всё впорядке!Т.е если поглотитель рабочий и все соотвествует гостам это означает, что "Основная канистра СССР" не справляется со своей задачей - мистика...
Это как всегда "В Филармонии кое-что подправить надо" :-D
Ведь во первых - никто из нас, возможно за исключением Фрогера, насколько я знаю не использует канистру в штатном наполнении. То-есть с О-3
А во вторых - читаем в ТТХ ИДА-59 (сокращения и выдел. мои ):
И ведь, сцуко - ни слова о ХПИ и течении 5-7м/с :-D2. НАЗНАЧЕНИЕ
2.1 Комплект аппарата ИДА-59М... предназначается для обеспечения дыхания подводника при выходе из ПЛ методом свободного всплытия и выходе по буйрепу, а также при выполнении легких водолазных работ и борьбе за живучесть в отсеках ПЛ.
...3.2 Общая продолжительность работы аппарата - 2,5 часа при выполнении легкой работы.
4. ...регенеративный патрон с химическим веществом О-3, предназначен для поглощения углекислого газа из выдыхаемой газовой смеси и обогащения ее кислородом;
Ну а ИДА-71, не зря наверно комплектуется двумя канистрами, которые обе поглащают СО2!
А "трусливые буржуи" в свои скрубберы засыпают по 4кг всяких "...сорбов и ...лаймов"
Поддерживаю! Пусть МихалАбрамыч меня поправит, но при увеличении нагрузки и проскоке СО2, верхнии слои просто не успеют разогрется, для срабатывания термостика.Еще это означает, что термостик не спасет ибо поглотитель фактически не отработал свое...
Главное это означает необходимость таки в обязательном порядке испытать в контролируемых условиях под водой гиперкапнию на себе.
А испытав что либо однажды на себе - в реалии затратишь гораздо менише времени на диагностику трабла и, соответственно, принятие решения для его исправления!
Так, что - ждём статьи МихалАбрамыча, продолжая плавать не шибко напрягаясь, обдумываем самодельную канистру и, на примере Abirvalg-а лазающего по всяким "задницам" - задумываемся о дублировании дыхания.
Всем Удачи!
#20
Отправлено 27 June 2008 - 09:54
Выполнение работ в рамках РБЖ в отсеках аварийной ПЛ, протискивание через торпедный аппарат и всплытие из затопленной ПЛ... Да RVM зашкалит от стресса и нагрузки. Наверное комфортность подводника стоит поменьше чем затраты на изобретение новой канистры. Хотя опять таки - нужно посмотреть чему равна проскоковая доля при использовании О-32. НАЗНАЧЕНИЕ
2.1 Комплект аппарата ИДА-59М... предназначается для обеспечения дыхания подводника при выходе из ПЛ методом свободного всплытия и выходе по буйрепу, а также при выполнении легких водолазных работ и борьбе за живучесть в отсеках ПЛ.
...3.2 Общая продолжительность работы аппарата - 2,5 часа при выполнении легкой работы.
Ответить
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных